Детям о композиторах

ИОГАН СЕБАСТЬЯН БАХ

Германия, 1685 – 1750. Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некото-рых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».В 721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придвор-ного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождает-ся 13 детей, но выживают из них шестеро. К 1740 году достиг наибольшей известности, но стал вести наиболее замкнутый образ жизни, отдавая все свое время своим высокоталантливым детям, чья слава в дальнейшем затмила славу отца. Последние годы своей жизни Бах страдал болезнью глаз, перенес операцию, ослеп. Скончался в возрасте 65 лет, 27 июля 1750 года. Для детей написаны: Сюита для флейты и струнных «Шутка», Соната для флейты и клавесина, Сюита для ор-кестра № 3, Прелюдию для лютни, Брандербергский кон-церт, Концерт для скрипки и габоя, Сюита для виолончели, Ряд концертов для 4-х клавесинов, Музыкальное приноше-ние, Партита для скрипки № 3, Токката и фуга ре минор.

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Россия, 07.05.1840 - 6.11.1893 Петр Ильич Чайковский родился в уральском городе Воткин-ске, в семье горного инженера. Чайковский вырос в очень культурной семье. Тяга к музицированию и незаурядные спо-собности проявились в мальчике с раннего детства, однако, ко-гда ему исполнилось 10 лет, родители определили его в Петер-бургское училище правоведения. Он учился фортепьянной иг-ре, слушал немногочисленных пианистов-любителей, посе-щавших их дом. В 1861 году Чайковский начал заниматься в музыкой и в начале 1866 года переехал в Москву, где стал преподавать в Музыкальных классах. В 1877 году Чайковский уезжает в Петербург, оттуда - за гра-ницу; он живет в Швейцарии, затем в Италии и Франции до 1885 года. С 1887 года ежегодно Чайковский отправлялся в концертные турне по странам Европы, пропагандируя свою музыку. Очень скоро Чайковский приобретает мировую славу, его произведе-ния исполняются в России и за рубежом. Часто он сам дири-жирует своими сочинениями на родине, в разных странах Ев-ропы и в Америке. Чайковский писал оперы и балеты, симфонические произведе-ния и камерные ансамбли, романсы, фортепьянные и скрипич-ные пьесы. Во всех жанрах он создал произведения, любимые всем миром. Для детей написаны: Сюита № 1, № 2, № 4; Симфония № 2, №5; Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; Детский Аль-бом (песни, танцы, игры).

ИОГАН ШТРАУС (СЫН)

Австрия, 1825-1899. Иоганн Штраус-сын родился в Вене. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Наконец в свои девятнадцать лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Для детей написаны: Тик-Так, Персидский марш, Вальсы, Звуки единства, Где цветут лимонные деревья, Увертюра к опере "Летучая мышь"

Модест Петрович Мусоргский

Россия, 1839-1881. Мусоргский родился 9 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. Под руководством матери мальчик де-лал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семи-летнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда. Все Мусорг-ские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора. В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми. Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Разорение семьи, вызванное реформой 1861 года, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу. Он блестяще играл на фортепиано, превосходно исполнял вокальные про-изведения. 12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил пара-лич. Скончался он 16 марта в военном госпитале. Для детей написаны: фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Вольфганг Амадей Моцарт

Австрия, 1756-1791. Амадей Моцарт родился в Зальцбурге. Обладая феноменаль-ным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые со-чинения. С шести лет он гастролировал по странам Европы. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто вы-брал жизнь свобод ного художника. В 1781 г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изда-ниями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями (последние послужили стимулом для создания концертов для фортепиано с оркестром). Особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения - целая эпоха в развитии этого вида музы кального искусства. Опера привлека ла композитора возможностью показать взаи-моотношения людей, их чувства и стремления. Моцарт стал и одним из создателей жанра классического концерта. Для детей написаны: Симфония № 40 Основные оперы: Митридат, царь понтийский (1770), Идоме-ней, царь критский (1781), Похищение из сераля (1782), Сва-дьба Фигаро (1786), Дон-Жуан (1787), Так поступают все женщины (1790), Милосердие Тита (1791), Волшебная флейта (1791). Другие произведения: 17 месс, среди которых: «Коронацион-ная» (1779), «Реквием» (1791) 49 симфоний, среди которых: «Парижская» (1778), № 36 «Хаффнер» (1782), № 37 «Линцская» (1783), № 38 «Пражская» (1786), № 39 (1788), № 40 (1788), № 41 «Юпитер» (1788). Концерты, серенады, дивертисменты, ансамбли, сонаты, трио, дуэты, рондо, фантазии, пьесы, более 50 арий, ансамбли, хо-ры, песни.

Фридерик Шопен

Польша, 1810-1849. Фридерик Шопен родился 1 марта в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. К 6 лет он начал заниматься игрой на фортепиано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему испол-нилось семь лет. В 1832 году Шопен начал триумфальные кон-цертные выступления в Париже. Первый концерт он дал в 22 года. Здесь произошли встречи с крупнейшими деятелями ли-тературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834-35г.г. Шопен совершает поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном, в 1835г. знакомится в Лейпциге с Р. Шу-маном. В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. В 1848 году он гастролирует по Великобритании. Это было его последнее путешествие. Умер Шопен в Париже, где и находится его могила. Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено сестрой Шопена в Варшаву и замуровано в одной из колонн в Костёле Святого креста. Сочинения: Для фортепиано с оркестром - 2 концерта, вариа-ции, рондо, фантазия, Andante spianato и полонез; камерно-инструментальные ансамбли - соната для виолончели и форте-пиано, интродукция и полонез для фортепиано и виолончели, фортепианное трио и др.; для фортепиано - 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, 4 экспромта, 21 ноктюрн, 4 рондо, 27 этюдов, 17 вальсов, около 60 мазурок, 16 полонезов, 25 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии), тарантелла, болеро, 3 экоссеза, баркарола, колыбельная, не-сколько циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с фортепи-ано.

Эдвард Григ

Норвегия, 1843-1907. Эдвард Григ родился в норвежском Бергене и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье. Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча. Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его отцу приехал Oле Булль - знаменитый скрипач и композитор, завоевавший к тому времени мировую славу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует со-чинять, гость усадил мальчика за рояль и пришел в совершен-ный восторг от услышанного: «Ты должен стать музыкантом!» По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. Вдали от дома юный музыкант трудился, не жалея сил, и в итоге тяжело заболел - после про-студы у него начался плеврит. И хотя заботами матери Эдвард все же оправился, последствия болезни остались на всю жизнь: Григ страдал туберкулезом и в преклонном возрасте дышал лишь частью левого легкого, потому что правое было разру-шено. 15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесяти-летие. Он получил огромное количество телегфамм и писем из многих стран света. Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость... В 1906 году Григ снова предпринимает большое турне. мае Григ возвращается в Норвегию, в Тролльхауген. Лето приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало. Сочинения для детей: сюита «Пер Гюнт», фортепианные пье-сы «Шествие гномов», «Кобольд».

Антонио Вивальди

Венеция, 1678-1741. В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джо-ванни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Бурный характер города передался юному Антонио, вот только прояв-лять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг - сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он за-дыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследо-вал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музы-кальных инструментах (в то время это было обычным делом), а еще они затевали веселые игры, порой драки. Последний период жизни Антонио Вивальди похож на его концерты: радость и грусть сменяют друг друга. На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. Оперы сыпались как из рога изобилия (для карнавального се-зона 1727 года он сочинил аж восемь опер). Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающе-гося мастера было забыто. Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Излюбленным инстру-ментом композитора была скрипка Сочинения: скрипичные концерты "Гармоническое вдохнове-ние", "Экстравагантность", оперы более 40 "Оттон", "Орландо", "Нерон", более 60 концертов для струнного оркестра, окальные сочинения - кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании),

Михаил Иванович Глинка

Россия, 1804-1857. Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в имении своих родителей в селе Новоспасском Смо-ленской губернии. В десять лет, довольно поздно, Ми-хаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1822 году Михаил Иванович оканчивает Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Пе-тербурге, куда его привезли родители в 1817 году. Он всё больше занимается музыкой и уделяет внимание композиции, сочиняет, пробует свои силы в разных жанрах. В 1822 году появляются его первые произве-дения. Сочинения: Оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», Симфонические произведения: Симфония на две русские темы ,Испанская увертюра № 1, № 2; «Камаринская», фантазия на две русские темы; «Вальс-фантазия», Камерно-инструментальные сочи-нения: Соната для альта и фортепиано Романсы и песни: «Венецианская ночь» (1832);; «Ноч-ной смотр» (1836); «Сомнение» (1838); «Ночной зе-фир» (1838). Гимн Российской Федерации Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Россия, 1844-1908. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. в Тихвине недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. После окончания учебного заведения, в 1862 – 1865 годах, участвовал в плавании на клипере «Алмаз», благодаря чему побывал в странах Европы, Северной и Южной Америки. В 1861году Николай Андреевич стал членом кружка «Могучая кучка». В 1871 году Римский-Корсаков был принят в число профессоров Петер-бургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти сорока лет. Оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегу-рочка», «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Сал-тане», «Сервилия», «Кащей бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»», «Золотой петушок» Кантаты, Симфония № 1, № 2; Симфониетта на русские темы, сюита «Шехеразада»; «Светлый праздник», «Над могилой». Серенады.

Прокофьев Сергей Сергеевич

Россия, 1891-1953. Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии 23 апреля 1891 в семье агронома. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. Уже в это время проявлял выдающиеся музыкальные способности. К десяти годам он уже написал несколько произведений, среди которых была и опера «Гигант». В 1902-1903 году брал уроки у Р. М. Глиэра, после чего в возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где проучился 10 лет. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования. последние годы концерты Прокофьева были ограничены, и он выступал перед детским слушателем. Его последние работы, включая «Седьмую симфонию» и «Каменный цветок» отразили впечатления его детства, как говорил сам композитор. Музыка для детей и юношества – это особая страница творчества великого мастера. Умер С.С.Прокофьев в Москве 5 марта 1953. Для детей написаны: симфоническую сказку «Петя и волк» (1936), балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», альбом пьес для молодых пианистов «Детская музыка».

Кабалевский Дмитрий Борисович

Россия, 1904-1987. родился 30 декабря 1904 года в Петербурге в семье служащего. В 1918 году семья переехала в Москву. Его отец был математиком и очень хотел, чтобы мальчик изучал точные науки, но еще с раннего юношества он делал успехи в поэзии и живописи, а больше всего любил импровизировать на форте-пиано. В 1919 году он поступил в музыкальный техникум имени Скрябина в Москве, где фортепиано преподавал его директор - Селиванов, а сочинение - известный теоретик и композитор Г. Катуара. Ради талантливого ученика в техникуме открывается композиторское отделение, на котором один ученик – Каба-левский. С шестнадцати лет юноше пришлось зарабатывать себе на жизнь: он рисует плакаты, служит почтальоном, пишет и исполняет музыку для немого кино, учится в школе живопи-си и рисования. В 1925 году наперекор воле отца он поступает в Московскую консерваторию где тоже учится по двум специальностям: фортепиано и композиции. В 1932 году он становится профессором. Много пишет, рабо-тает в консерватории, выступает с докладами, в печати. Для детей: песни: “Первое мая”, “Паровоз”, “Птичий дом” , “Песня о пионере Абросимове”и др., пять фортепианных пьес “Из пионерской жизни”, второй концерт для фортепиано с ор-кестром. Оперы: Кола Брюньон, В огне, Семья Тараса, Никита Верши-нин, Сестры. Балеты: Золотые колосья; Оперетта: Весна поёт; Для симфонического оркестра и хора: Поэма борьбы, Родина великая, Народные мстители, О родной земле; Для оркестра: 4 симфонии, Сюиты: из оперы Копа Брюньон , Комедианты, Ромео и Джульетта; симфоническая поэма Весна; Камерно-инструментальные произведения.

Людвиг ван Бетховен

Германия, 1770-1827. За свою жизнь ему приходилось быть бедным и богатым, счастливым и несчастным, и всё это только открывало новые грани его таланта. Жизнь для него всегда была борьбой. Это отразилось в его прекрасной музыке, которую мы слышим с детства. Музыкальные способности и черты характера он уна-следовал у деда и отца. В 26 лет у Бетховена проявляются пер-вые признаки глухоты. С 1816 по 1822 годы написаны пять по-следних фортепианных сонат. И самая значимая в творчестве Бетховена - Девятая симфония. 7 мая 1824 года она была ис-полнена. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор стоял у рампы, давал темпы для каждой части. Публика была в восторге! Музыканты и певцы были поражены успехом. Бет-ховен же стоял неподвижно - он ничего не слышал. Незадолго до смерти Бетховен едет к брату Иоганну. На об-ратном пути Людвиг сильно простудился и после нескольких месяце тяжёлой болезни Людвиг ван Бетховен умирает. Смерть композитора потрясла Вену. Все учебные заведения в этот день были закрыты. Многотысячная толпа вышла проводить композитора в последний путь. Сочинения: Опера - Фиделио; Балеты: оратория Христос на Масличной горе, Месса C-dur, Торжественная месса, Кантаты, 9 симфоний; Увертюры: к трагедии «Кориолан» Коллина (1807), к трагедии «Эгмонт» Гёте (1810) и др.; Концерты для инструментов с оркестром: 5 для фортепиано, для скрипки, Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели; Камерно-инструментальные ансамбли: 16 струнных квартетов, 10 сонат для фортепиано и скрипки, 5 сонат для фортепиано и виолончели; для фортепиано — 32 сонаты, в том числе 14-я «Лунная», вариационные циклы. Песни: цикл «К далёкой воз-любленной»; обработки народных песен; Музыка к спектаклям драматического театра и др.

Александр Сергеевич Даргомыжский

Россия, 1813-1869. Родился Даргомыжский в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина и владел землями в Смоленской губернии. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла за-муж против воли родителей; она была хорошо образована, пи-сала стихи. До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда пискля-вым и хрипловатым. Образование Даргомыжский получил до-машнее, он прекрасно знал французский язык. Играя в куколь-ный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться играть на фортепиано. Знакомство с Глинкой (1834), вскоре перешедшее в близкую дружбу, привело к мысли серьезно заняться музыкой: он начал углубленно изучать теорию композиции и инструментовку. Даргомыжский – один из основоположников русской класси-ческой композиторской школы, создатель лирической оперной драмы и остро новаторской по жанру и стилю «разговорной» (речитативной) оперы. Умер Даргомыжский в Петербурге 17 января 1869 года Сочинения: оперы "Эсмеральда", "Русалка", "Каменный гость" кантата "Торжество Вакха", баллада "Свадьба", романсы "Я вас любил", "Юноша и дева", "Ночной зефир", "Вертоград", симфонические пьесы "Баба-яга" (1862), "Казачок" (1864), "Чухонская фантазия".

Александра Николаевна Пахмутова

Россия, 1929 -_____. Родившаяся в поселке у Сталинграда, Аля детским взором ви-дела жесточайшие, разрушительные бомбёжки своего города, не сдавшегося фашистам, запомнила долгий путь эвакуиро-ванных мирных жителей - с Волги в Казахстан - и дорогу об-ратно в родные места. А потом была Москва, с которой, по сути, связана вся жизнь Александры Николаевны. Здесь она в середине войны в 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу для ода-рённых детей, затем окончила Московскую государственную консерваторию. Среди сочинений: симфонические произведения - «Русская сюита», «Ода на зажжение огня», кантаты и оратории - «Васи-лий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», балет «Озаренность». Около 400 песен, среди которых «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Старый клен», «Орлята учатся летать», «Нежность», «Созвездие Гагарина», «Трус не играет в хоккей», «Беловежская пуща», «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза», «Остаюсь», «Люби меня», «Русский вальс» (1992) и многие другие. Музыка к кинофильмам: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь - трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, - ты мир!»

Ботяров Евгений Михайлович

Россия, 1935-2010. Евгений Михайлович родился 3 августа 1935 года в селе Кузь-мино, Собинского района, Владимирской области. В 1956 году окончил музыкальное училище при Ленинградской консер-ватории, в 1961 году Московскую консерваторию. После окончания аспирантуры преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1964–1966 г.г.). С 1966 года Ботяров являлся преподавателем Московской кон-серватории по классу инструментовки и чтению партитур. В последствии Евгений Михайлович стал зав. кафедрой инстру-ментовки, профессором этого прославленного учебного заве-дения. Композитором написано множество произведений: симфонии, сюиты, хоровые произведения, вокальные циклы, оратории, инструментальные произведения, романсы на стихи Есенина и Евтушенко, песни. Он писал музыку к радио- и те-лепостановкам, много работал в кино,. мультипликации. Сочинения детям: для хора «Птица-музыка», «Летняя песня», для фортепьяно, большого количества песен: «Белые голуби» (А.Барто), «Вот трубачи трубят» (Е.Агранович), «Вожатый и другие» (Л.Дербенёв), «Вы мальчишки», «Давайте дружить» (М.Пляцковский), «Гагаринцы» (Л.Хрилёв), «Дружба настоя-щая» (П.Синявский), «Жёлтый слон» (Ю.Яковлев) и мн. др. Музыка для мультфильмов - «Пони бегает по кругу» - «Весе-лой карусели» (№3) «Рыжий, рыжий, конопатый», «Веселая ларусель» № 4 «Хомяк-молчун» , «Мы идем искать» (1988), «Кострома» (1989), «MISTER Пронька» (1991), «Ванюша и великан» (1993), «Осенняя встреча» (1993), «Фантазеры из деревни Угоры» (1994), «Пинежский Пушкин» (2000), «Пи-нежский Пушкин» (2003) Музыка к художественным фильмам для детей: «На златом крыльце сидели», «В ожидании чуда» , «Ванька-встанька».

Исаак Осипович Дунаевский

Россия, 1900 - 1955. Родился 30 января 1900 года на Украине в городке Лохвица Полтавской области. Его отец, Цали Симонович Дунаевский, был зажиточным бан-ковским служащим. В семье было шестеро детей и все они по-святили себя музыке. К шести годам мальчик уже очень хо-рошо играл на пианино и подбирал различные мелодии, а в во-семь овладел скрипкой. В 1910 г. в городе Харькове он посту-пает в гимназию и музыкальное училище, где учится игре на скрипке и композиции: сочиняет романсы, фортепьянные пье-сы, квартеты. Исаак учится еще и на юридическом факультете университета, но понимает, что эта профессия не для него и выбирает музыку. В 1918 году Дунаевский окончил гимназию с золотой медалью, а в 1919 г. - Харьковскую консерваторию. В 1920 г. был принят на работу в Харьковский русский драма-тический театр заведующим музыкальной частью. Здесь же со-стоялся дебют молодого композитора. В 1924г. Исаак Осипович переезжает в Москву и начинает свою трудовую деятельность в театрах «Эрмитаж», Драмати-ческом театре, Театре сатиры, где руководит музыкальной ча-стью и создает первые оперетты. Для детей написаны: Балет: «Мурзилка» (1924), Музыка к мультфильму «Теремок» (1937), Музыка к фильму «Дети капитана Гранта» (1936) Песни: Эх, хорошо, До чего же хорошо кругом, Марш юнна-тов, Скворцы прилетели, Широка страна моя родная, Внима-ние, на старт, Жил отважный капитан, Марш веселых ребят, Вспомним игры школьные, Горны играют, Дружное наше зве-но, Школьный вальс, Новогодняя детская песня, Сон приходит на порог, Летите голуби.

Сергей Яковлевич Никитин

Россия, 1944 - _____. Родился в Москве 8 марта 1944 года. В1962 году окончил шко-лу, затем поступил на физический факультет Московского гос-ударственного университета им. М. В. Ломоносова. Учился на отделении акустики, которое окончил в 1968 году. Еще в школьные годы увлекся гитарой. Свою первую песню "В дороге" на стихи Иосифа Уткина Никитин написал в 1962 году. В университете был активным участником творческой жизни ВУЗа. После окончания МГУ работал в академических институтах: Институте органической химии АН СССР и Ин-ституте биологической физики АН СССР. Стал ученым - за-щитил диссертацию, является кандидатом физико-математических наук. Но, все-таки, основной профессией стала музыка. В 1995 году Сергею Яковлевичу Никитину было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России, а в 1997 г. Та-тьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - «За многолетнюю преданность рус-ской поэзии». Живет и работает в Москве. Песни для детей (и родителей): Баллада о щепке, Песенка о сказке, Песня трех волков, Сказка про песенку, Абракадабра, Большой кошачий секрет, Большой лошадиный секрет, Большой секрет для маленькой компании, Большой собачий секрет, Собака бывает кусачей, Это очень интересно (ст. Ю.Мориц), Песня Карабаса-Барабаса и его ку-кол, Песня Дуремара (ст.Б.Окуджава), Джонни и пони, , Хво-сты (ст. А.Милн), Бычок (ст. А.Барто), Баллада о коровах (ст. Т. Собакина), Верблюд (ст. В. Рецептера), Непослушная мама (ст. А. Милна, перевод С. Маршака), Сто весёлых лягушат, Турецкий мышонок (ст. О. Дриза, перевод Г. Сапгира), Хор Бобров к спектаклю "Кошкин дом", Хор Поросят к спектаклю "Кошкин дом", Песня старого петуха (ст. С. Маршака) и мн. др.

Виктор Семенович Берковский

Украина, 1932 - 2005. Детство Виктора прошло на Украине, в родном городе Запо-рожье. В 1950 году он окончил среднюю школу и уехал учить-ся в Москву. В 1955 году, окончив Московский институт стали и сплавов, вернулся в родной город Запорожье, где работал на заводе "Днепроспецсталь". Затем поступил в аспирантуру МИСиС, и с тех пор с институтом не расставался. Начав тру-довую деятельность в нем преподавателем, стал большим уче-ным и до последних дней работал в этом ВУЗе профессором. За заслуги в области образования он был удостоен звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Практически всю жизнь наряду с преподавательской и научной работой Виктор Берковский сочинял музыку. Песни: Гренада ( М. Светлов), На далекой Амазонке, Поезд (В. Друк), Говорят под новый год (С. Михалков), Снег (С. Михал-ков), Коллаж (С. Михалков), Джонни и пони, Зеленая история, Джонатан Билл (В. Левин), О том, как профессор Фул встретил профессора Буля (В. Левин), Песенка принцессы, из спектакля "Большая докторская сказка (Д. Самойлов), Детективы - сыщики, из спектакля "Большая докторская сказка" (Самой-лов), Песенка Сидни Холла, из спектакля "Большая докторская сказка" (Самойлов), 18. (061) Бульдог и таксик, Врун (Д. Хармс), Персидский базар (В. Смехов), "Черешневый кларнет" (стихи Б. Окуджавы), "Под музыку Вивальди" (музыка сов-местно с С. Никитиным, стихи А. Величанского), "Снегопад" (стихи Ю. Мориц) и мн.др., всего около 200 песен.

Евгений Николаевич Птичкин

Россия, 1930 - 1993. Родился в Москве. В 1958 году он окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу компо-зиции у выдающихся музыкантов – профессора В. Шебалина и Н. Пейко и получил блестящее профессиональное образование. После института Птичкин поступает на специальные звуко-режиссерские курсы (где требовалось консерваторское образование) при Государственном Доме радиовещания и звукозаписи. Молодых композиторов обучали технологиям записи на пленку, работе с микрофоном. Там же, впоследствии, он работает звукорежиссером. В конце 50-х появляются первые песни Евгения Птичкина, написанные для молодежной редакции радио. Он много ездит по стране. После поездок на целину рождается его первая пес-ня «Где вы, девушки несмелые», на стихи поэта В. Кузнецова. А исполнить новую песню взялся начинающий тогда молодой исполнитель Иосиф Кобзон. Песни для детей: Музыкальные игрушки, Перемена сл. М. Пляцковский, Бабушки И.Шаферан, Идёт ребёнок по земле И.Тарба/Е.Николаевская, Ромашки спрятались, поникли люти-ки. Мультипликация: 1976 - «Ох и Ах», 1976 - «Сказка про лень», 1977 - «Ох и Ах идут в поход», 1977- «Пятачок», 1981 - «Алиса в Стране чудес», 1981 - «Так сойдет», 1982 - «Остров сокровищ» (телесериал), 1986 - «Трое на острове» (мульт-фильм). Соч.: балет: Доброе солнце (1957); музыкальные комедии: Крымские каникулы (1971), Крупный выигрыш (1973), Бабий бунт (1975); оперетта Месяц на раз-мышление (1976); для симфонического оркестра: Увертюра (1957); музыка к фильмам: "Служили два товарища", "Семь стариков и одна девушка", "Ради жизни на земле", "Любовь земная", "Два капитана" (телефильм), "Вот моя деревня" (телефильм).

Максим Исаакович Дунаевский

Россия, 1945 - _____. Родился творческой семье. Его отец – известный советский композитор – Исаак Осипович Дунаевский, автор песни "Ши-рока страна моя родная", музыки и песен к кинофильмам "Цирк", "Веселые ребята", "Кубанские казаки"... и др. Мать – балерина Зоя Пашкова. Родители никогда не настаивали на том, чтобы их сын стал музыкантом. Решение серьезно занять-ся музыкой пришло после смерти отца. После учебы в музы-кальной школе поступил в музыкальное училище и в 19 лет окончил его. Затем в 25 оканчивает теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции. В консерватории Максим Исаакович овладел несколькими музыкальными специальностями: фортепьяно, дирижирование,, сочинение и теория музыки. Песни для детей: «Жил да был Бродобрей», «Цветные сны», «33 коровы» ст. Н.Олева, «Я-Водяной»,«А я не хочу!» (Песня царевны Забавы), «Песня Вани - печника», «Частушки Бабок-Ежек», «Ах, если бы сбылась моя мечта», «Пиф-паф, ой-ой-ой» на ст. Ю.Энтина, «Когда поют светофоры» ст. М.Азов, «Цветной мир» ст. Л.Дербенев, «Ветер перемен» ст. Н.Олев и др. Фильмография: Д'Артаньян и три мушкетёра, Ах, водевиль, водевиль, Летучий корабль (мультфильм), Карнавал , Мэри Поппинс, до свидания!, В поисках капитана Гранта, Мушкете-ры двадцать лет спустя, Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя, Граница. Таёжный роман , Убойная сила-6. Мыс Доброй надежды , Красное и чёрное и др. Мюзиклы: «Тили-тили-тесто..», «Емелино счастье» (1975, Но-восибирск), «Три мушкетера», «Дети капитана Гранта» (1987, Свердловск), «Мэри Поппинс, до свидания!» (2003, Санкт-Петербург), «Веселые ребята» 2005, Москва) и др.

Чичков Юрий Михайлович

Россия, 1929 – 1990. Детские годы композитора прошли в Москве. Любовь к музыке у него проявилась рано. Он очень любил петь и этому его научила мама, которая часто пела ему сама. В последующем Юрий Михайлович напишет много красивых песен, посвящен-ных маме. Именно она привела его в музыкальную школу, где сразу поняли, что мальчик очень способный. В 1949 году Чичков окончил Центральную музыкальную шко-лу при Московской консерватории. После окончания школы был призван в армию. За эти годы окончил два музыкальных вуза: Институт военных дирижеров и Московскую консерва-торию по классу сочинения. После службы в армии Юрий Чичков посвящает себя композиторской деятельности. Песни для детей: «Детство - это я и ты», « Если умным хочешь быть», «Это просто чудеса», «Я хочу узнать об этом», «Волшебный цветок», «Смешная карусель», «Мама», «Наши мамы самые красивые», «У мамы день рождения», «Радость», «Мой щенок», «Скерцо», «Медвежонок», «Смешная карусель», «Из чего же, из чего же…», «Музыка и дети», «Поздравление», «Утро школьное», «Шуми, сосна», «Мы едем на праздник», «Здравствуйте, мамы», «Рожок и свирель», «Не стой в стороне равнодушно», «Вальс», «Дерево дружбы», «Глупое счастье», «Напиши мне письмо» и многие другие.

Шаинский Владимир Яковлевич

Россия, 1925 - ______. Родился 12 декабря 1925 года в Киеве. В 45-м поступил в Московскую консерваторию. Работал в оркестре Леонида Утесова, учился в Бакинской консерватории и – сочинял, сочинял, сочинял. Сам Шаинский начал учиться музыкальному мастерству в музыкальной школе-десятилетке при Киевской консерва-тории (класс скрипки), продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории во время эвакуации, После войны в 1945 году. Владимир Шаинский закончил Московскую консерваторию. Потом три года отдал оркестру Леонида Утесова, а в период с 1956 по 1963 был музыкальным руководителем Эстрадного оркестра под управлением Дмитрия Покрасса. Владимир Шаинский всем известен с детства - кажется, нет в нашей стране человека, который бы не пел его песе-нок. Хотя, конечно у него много и другой музыки - сим-фонической, для кино, эстрады, театра. Его песни для детей: более 300: «Чебурашка», «Шапокляк», «Катерок», «Крошка Енот», «Трям! Здравствуйте!». В песнях «Чунга-Чанга», «Антошка», «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Голубой вагон», «Кузнечик», «Крокодил Гена», «Травы, травы», «Дрозды», «Уголок России», «Багульник», «Когда цвели сады», «На дальней станции сойду», «Ну почему ко мне ты равнодушна», «Родительский дом».

Крылатов Евгений Павлович

Россия, 1934 – _____. Родился в г.Лысьва Пермской области. Родился и вырос Евге-ний Павлович в простой семье, где очень любили и понимали музыку. Его отец на первые заработанные деньги купил скрипку и вскоре начал брать уроки. Он самостоятельно вы-учился игре на рояле, хорошо пел, собирал пластинки с про-изведениями Шопена, Бетховена и других известных компо-зиторов. Мама прекрасно пела, знала много народных песен, притч, поговорок – была очень народным, духовным челове-ком. Любовь к музыке у мальчика проявилась рано. С 8 лет Евгений Крылатов стал заниматься в Доме пионеров в форте-пианном кружке, куда сам попросил родителей записать его. Тогда же он начал сочинять свои первые маленькие музыкаль-ные произведения. Первый инструмент, рояль появился у Крылатова в 14 лет. осле окончания Мотовилихинской музы-кальной школы, Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище. Одним из педагогов, оказавших большую роль в его творческом становлении, была И.П. Гладкова – замечательная пианистка и композитор. Сам Евгений Павлович не считает свои песни чисто детскими. "Это, скорее, песни о детстве. О добре и зле. О гуманности, о любви к ближнему, о воспитании добрых чувств у людей всех возрастов.». Соавторы: поэты - Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Леонид Дербенев, Игорь Шаферан, Илья Резник, Евгений Евтушенко. С Юрием Энтиным написано бо-лее 70 песен. Музыка к мультфильмам: "Умка"1965, "Колы-бельной медведицы" и «Дед Мороз и лето», «Простоквашино». Кинофильмам "Достояние республики", "Ох уж эта Настя","С любимыми не расставайтесь", «Приключения Электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Дети понедельника». популярные песни: "Песенка о шпаге", "Лесной олень", "Ольховая сережка", «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далеко», «Колыбельная медведицы» и др.

Персональный сайт музыкального руководителя детского сада © 2020
Пролистать наверх